Обучение полетам на планерах. Методические указания. Составили В.С. Васянин и В.Г. Бородин. ГВИ, Москва, 1933 г.
Избранные цитаты -
«В мастерской, в классе и особенно на старте инструктор должен быть выдержанным и невозмутимым и ни в коем случае не раздражаться.
…
В случае затруднения с ответом на какой-либо вопрос ученика он должен отложить обьяснение до того времени, пока не сможет ответить правильно, но ни в коем случае нельзя допускать неверного или неясного ответа и обьяснения.
…
Обьяснения должны носить характер внушения, а не приказания, причем повышение тона не должно иметь места. Интонация голоса играет большую роль в восприятии и усвоении обясняемого.
…
Ученик, недостаточно увоивший и закрепивший проходимое им упражнение, при переходе на более сложное будет допускать грубые ошибки … а это морально действует на ученика, снижает веру в его способности. Это особенно влияет на впечатлительных учеников.
…
Не рекомендуется снова выпускать ученика после полета, в котором он допусил ряд грубых ошибок, так как, взволнованный неудачей первого полета, второй он сделает не лучше.
13. Наблюдая хорошие полеты своих товарищей, слабый ученик приобретает уверенность в себе… Поэтому нужно начать летный день хорошими полетами…
…
15. Нередко бывает, что вдруг вся группа, включая и сильных учеников, начинает делать плохие полеты. … Чаще всего в плохих полетах учеников виноват сам инструктор, который изменяет своему хладнокровию в силу тех или иных обстоятельств, не выдерживает спокойного тона в обращении и обяснении ученикам, делается раздражительным, а это конечно передается ученикам, и в результате - «гробовые полеты».
…
Нельзя также отчислять лишь потому, что что ученик долго не может усвоить тот или иной элемент полета. Есть ученики с тугой усвояемостью, но усвоенное ими они закрепляют хорошо и в своих полетах постоянны; из таких учеников часто выходят хорошие летчики.»