1. Аккумуляторы 2. Приемники 3. Передатчики 4. Попадания 5. Рекомендации ---- ==1 Аккумуляторы== Li-Po аккумуляторы привержены взрыву - при замыкании, повреждении и зарядке и некоторому времени после зарядки. Нельзя использвать вздутые аккумуляторы. К сожалению, даже на уважаемых сайтах встречаются тупейшие советы - //"Существует мнение, что литий-полимерные аккумуляторы нельзя эксплуатировать при отрицательных температурах. Действительно, в технических характеристиках на батареи указан рабочий диапазон 0-50 °С(при 0 °С сохраняется 80% емкости). Но тем не менее, летать на них при температурах около –10...-15 °С можно. Дело в том, что не надо перед полетом морозить батарею - **положите ее в карман, где тепло.** "// Один мой знакомый так чуть не лишился ноги, положив зимой аккумулятор в карман комбинезона.\\ При выездах в поле Li-Po акумуляторы часто подзаряжают от аккумулятора автомобиля - так однажды сгорела машина, и мне известны еще пара случаев, когда аккумуляторы взрывались дома при зарядке. Тушить их водой, кстати, бесполезно - они горят и под водой. Итого, за семь лет занятий авиамоделизмом мне известны четыре случая взрыва аккумуляторов среди знакомых - а это значит, что вероятность взрыва аккумулятора у нас будет примерно как в анекдоте про блондинку и динозавра - однажды либо взорвется, либо нет. Но если взорвется, то все будет очень плохо - поэтому заряжать их надо только в какой-либо специальной емкости типа таза, наполненного песком, а перевозить и хранить (да вообще-то можно и заряжать) в специальных противопожарных пакетах-контейнерах типа таких (продаются в радиомодельных магазинах) - {{:rc:paket.jpeg?direct|}} Посмотреть, как взрываются аккумуляторы, можно на youtube, введя в строке поиска "Li-Po explosion" **2. Приемники** В старых типах приемников при пропадании сигнала с передатчика приемник начинал выдавать на сервомашинки и регуляторы хаотические сигналы. А это означает вот что - если включить модель, забыв сначала включить приемник, то модель делает фыррррррррррр, и улетает, как правило, недалеко, и хорошо, если на пути винта нет пальцев. **Всегда сначала включается передатчик, а потом включается модель. Перед включением передатчика убедитесь, что его «газ» выставлен на ноль. Обратно, при выключении всегда сначала отключается модель, потом передатчик.** PS. Сейчас в новых моделях приемников при потере сигнала может быть использовано так называемое "умное удержание" - 1) либо приемник генерирует те же самые сигналы, что были на момент потери сигнала 2) либо такие сигналы можно задать (например, чтобы центрировать модель, отрубить газ и таким образом безопасно спланировать). Но нет гарантии, что вам не попадется приемник старого типа, так что всегда надо читать описания к ним. **3. Передатчики** Передатчики бывают двух типов - на частоте 2,4 ГГц (гигагерц), и нескольких десятков мегагерц. По внешнему виду они отличаются длиной антенн — у первых короткая, длиной порядка 10 см, у вторых, мегагерцовых, длинная телескопическая (выдвижная), порядка чуть менее метра. Мегагерцовые уже устарели, и вот почему — если у вас мегагерцовый передатчик, и вы встретите на поле людей с такими же передатчиками, то обязательно надо подойти и поинтересоваться, на какой частоте они работают. Дело в том, что передатчики на частоте 2,4 ГГц при совместной работе не мешают друг другу, а мегагерцовые передатчики, если работают на одной частоте, мешают - поэтому совместные полеты невозможны - приемник на модели будет так же точно принимать сигналы с чужого передатчика. Для того, чтобы этого не было, для мегагерцовых передатчиков и приемников существуют сменные наборы кварцевых генераторов, задающих частоту - но все равно на поле вполне может оказаться человек с той же самой частотой, и поэтому всегда надо подходить к нему и интересоваться - а то он может начать управлять вашей моделью, не подозревая об этом, или наоборот, вы его моделью. **Еще одна опасность для самих мегагерцовых передатчиков - если его включить, не выдвинув телескопическую антенну, то его электроника сгорит.** **4. Попадания** Как говорится, если новичок приходит на поле и запускает модель - то самое безопасное место на поле - это рядом с ним, потому что он уведет свою модель куда угодно, но не к себе. Но с ростом опыта, уже находиться рядом с ним становится опасно 8) На самом деле и опытные моделисты часто лажают, и поэтому всегда надо быть начеку. Причиной может быть простое "заруливание", потеря сигнала, внезапное падение заряда аккумулятора, поломка сервы, в общем, я опять таки могу сослаться на собственный опыт - за все время в меня попадали моделью раза три, причем совсем не новички. С автопилотами на квадрокоптере причин только добавляется - например, просадка напряжения в бортовой цепи от усиленно заработавших моторов при резком маневре может привести к перезагрузке автопилота, в результате чего квадрик становится неуправляемым. Так же выпадение контакта от вибрации, неправильная настройка автопилота и т.д. Если после аварии, жесткой посадки, при неизвестном состоянии полетного контроллера винты модели не вращаются — всегда надо рассчитывать на то, что они могут внезапно заработать. **5. Рекомендации** Рекомендаций может быть несколько - 0) Все наземные манипуляции с калибровкой регуляторов, настройкой автопилота, приемника/передатчика и т.д. необходимо производить на модели только со снятыми винтами. 1) Первоначальная отработка полетов на тренажере 2) В поле при полетах люди стоят на одной стороне поля, модели летают на другой стороне поля. Если кто-то "уронил" модель и пошел ее искать, то все полеты прекращаются. Нельзя летать над людьми. Поле должно быть достаточно большим — с половину футбольного. 3) На модели - особенно квадрике - хорошо бы сделать наклейку с номером телефона владельца 4) Находиться в каске - шахтерская каска в магазине спецодежды стОит пару сотен рублей (например при общероссийских/международных соревнованиях по воздушному бою пилота без каски не допустят на соревнования) 5) Если вы чувствуете, что заруливаетесь, или теряете контроль над моделью, например, по причине того, что она уже далеко и непонятно, куда летит - просто сбрасывайте газ в ноль. 6) Ваша самая первая модель будет разбита. И вторая тоже. Поэтому для начала лучше модель с толкающим винтом - при столкновении винт и мотор, как правило, останутся целы, и так безопаснее.